Натуральное мыло ручной работы. Мыло с нуля. Как сделать и что выбрать?

Сейчас натурального мыла и мыла ручной работы на прилавках и в интернет-магазинах достаточно. Хочу рассказать о нескольких тонкостях, которые, я надеюсь, помогут вам разобраться во всем многообразии и выбрать лучшее для себя.


Во-первых, сам термин "натуральное мыло ручной работы". Мыло - это смесь растворимых солей высших жирных кислот (обычно натриевые и калиевые соли таких кислот, как стеариновая, пальмитиновая, миристиновая, лауриновая и олеиновая), полученная в результате реакции омылениягидролиза сложных эфиров жирных кислот с щелочами. Всей этой умной фразой из Википедии я хочу обратить ваше внимание на то, что мыло - это продукт химической реакции. А вот насчет натуральности...


Это совсем не синоним безопасности и тем более полезности. Например в большой энциклопедии нефти и газа фигурирует такое понятие, как "натуральная нефть" (это я вам как дочь нефтяников говорю :-)). Так что считать ли мыло натуральным продуктом - ваше дело и ваше право.


Как делается мыло ручной работы.

Во-вторых, мыло мылу - рознь. Даже мыло ручной работы. И основной камень преткновения тут в том как это мыло ручной работы сделано. А сделать его можно несколькими способами (про отличия промышленного мыла от мыла ручной работы скоро будет отдельная статья, здесь я остановлюсь только на втором):

  • Взять промышленное мыло (например, детское), натереть на терке, растопить (можно с добавлением небольшого колиества масла, воды, молотой травы, кофе и других ингридиентов), ароматизировать, покрасить, залить в формочки и дать застыть. Мыло ручной работы? - Да! Полезное? - Сомнительно. Этот способ великолепно подходит для первых экпериментов тех, кто хочет попробовать себя в мыловарении - он простой и малозатратный. Хотя я искренне посоветую начать пробовать и делать все то же самое по второму способу - поверьте, промышленное мыло растопить не так то просто в отличие от мыльной основы...


  • Использовать для приготовления мыла - мыльную основу. Ее режут на кубики, топят, добавляют масла и другие ингридиенты, ароматизируют, красят и заливают в формочки. Плюс этого способа в том, что он дает поистине безграничные возможности для творчества! Мишки, пирожные, цветы, сердечки, снежинки, мандаринки, туфельки и даже бутерброды с икрой и не только - мыльная основа позволяет сделать самые разнообразные формы и цветовые сочетания. Такое мыло может быть как в форме, так и в брусках - вы легко узнаете его по ярким цветам, почти идеальной прозрачности (если по задумке мыло специально не замутнено) и гладкости, а также выразительным ароматам. Плюсы этого способа - очевидны. Единственный минус, который в этом способе вижу я - это собственно использование мыльной основы. Для того, чтобы она хорошо плавилась и держала нужную температуру для заливки (особенно мелких и сложных форм, для многослойной заливки) производители добавляют в нее специальные ингридиенты. Нужны ли они коже? Вопрос.


  • Мыло "с нуля". Это с моей точки зрения самый интересный, хотя и трудоемкий вариант. В этом варианте мы делаем смесь растительных масел и/или жиров, ориентируясь на то, какие качества дадут те или иные масла готовому мылу, запускаем реакцию омыления с помощью щелочного раствора, помещаем мыло в форму и ждем... Вся реакция омыления "от и до" проходит под контролем мастера. Это звучит немного странно, но это мыло с нуля - живое. Оно проходит разные стадии реакции, твердеет и созревает и очень важно насколько мастер действует в созвучии с мылом - как составляет рецепт, при каких температурах смешивает ингридиенты, когда вводит те или иные добавки, в какой момент выкладывает мыло в форму, помещает его после этого в теплое или в холодное место, когда и каким образом режет, когда штампует. От всего этого и тысячи других мелочей зависит получится ли кусочек, который не хочется выпускать из рук или мыло, которое захочется использовать только для хозяйственных нужд. Один и тот же рецепт и технология - могут дать очень разный результат. Такое мыло чаще имеет вид прямоугольных нарезанных брусочков, в основной массе имеет приглушенные натуральные цвета и ненавязчивый аромат. На самом деле, есть множество способов, тонкостей и моментов, сотни вариаций добавок, огромное количество вариантов окраски и ароматизации такого мыла. И оно тоже дает отличные возможности для творчества! Справедливости ради замечу, что мыло с нуля в руках хорошего мастера может быть и гладким, и ярким, и ароматным, но подержав в руках кусочек один раз вы больше никогда не спуетете его с мыло из основы.

Наверное по настроению статьи понятно, что я не очень понимаю мыло, приготовленное из детского, воспринимаю мыло из мыльной основы как декоративное и нежно люблю мыло с нуля. Но это лично мое мнение и мои предпочтения.


С заботой о вашем настроении,

Екатерина Кривуляк


PS. Так как мыла из основы я делала очень мало и фото не сохранилось, то для примера м иллюстрации мыла из основы - я взяла фото из интернета. К сожалению, в интернете не всегда возможно определить автора фото. Поэтому, если вы вдруг узнаете свое фото - напишите пожалуйста мне и я обязательно укажу авторство.

Нет комментариев
Добавить комментарий